Растаможка зарубежного авто может подорожать в 4–5 раз
На этой неделе Беларусь, Россия и Казахстан договорились о создании единого таможенного тарифа с 1 января 2010 г. Это значит, что совсем скоро со всех товаров, которые ввозятся на территории этих государств, будут брать одинаковые пошлины. Конечно, одинаковой растаможка станет не для всех вещей и продуктов.
— Для особенно чувствительных групп товаров будет установлен переходный период на три года, и в отношении этих товаров будет действовать внутренний тариф каждой страны,— цитирует «Интерфакс» первого вице-премьера России Игоря Шувалова.
Однако, по мнению экспертов, для белорусов принятое решение может в первую очередь грозить подорожанием автомобилей. Все дело в том, что в той же России пошлины на машины выше белорусских. И рассчитывать на то, что соседи «сдадут» свой автопром и удешевят растаможку, не стоит.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Купить машину станет проблемой»
- Если Беларусь уравняет таможенные пошлины на авто до уровня России или Казахстана, ввоз иномарок — как новых, так и бэушных — сократится. Те машины, которые дилеры ввезут по старым тарифам, разлетятся как горячие пирожки. А ввозить новые будет невыгодно просто потому, что покупать их по таким ценам никто не станет,— поделился прогнозами с «Комсомолкой» помощник генерального директора автомобильного холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.— Какие могут быть варианты? Государство может организовать свое сборочное производство. Или же Россия начнет активно продвигать сюда свою продукцию. Правда, проблемы это не решит. Например, в той же России уже давно делают автомобили марки «Форд». Но ни одного авто там белорусы не купили — весь «Форд» у нас европейский. К тому же белорусы привыкли ездить на дешевых иномарках. Основной ценовой сегмент по бэушкам — до 10 тыс. долларов. Цены же на российские машины выше — минимум 10-20 тыс. «зеленых».
— А если все-таки сделать свою, белорусскую легковушку?
— Разговоры об организации у нас сборочного производства идут постоянно. Но дальше того, чтобы сделать в год 100–200 машин, дело не доходит. Рынок это не спасет. Для того чтобы сборочное производство было окупаемым, на нем должно производиться в год минимум 12-15 тыс. машин одной модели. Но даже если это сделать, это должен быть автомобиль по сверхпривлекательной цене, чтобы все покупатели согласились ездить на одинаковых машинах.
СЧИТАЛКА «КП»
Сегодня при ввозе в Беларусь легковушки ценой в 20 тыс. долларов с объемом двигателя две тысячи кубических сантиметров таможенная пошлина составляет около 900 евро (по 0,45 евро за кубик). Если считать по российским тарифам, то выходит минимум 4 тыс. евро (около 30% таможенной стоимости). Получается, чтобы ввести такой автомобиль в страну, на таможне придется оставить «лишние» три тысячи евро.