itrOlympX — это ежегодные европейские соревнования по драг-рейсингу среди профессиональных дрэгстеров и гражданских автомобилей, которые проходят на специальном прямом отрезке кольцевой трассы Хоккенхайм Ринга (Hockenheim Ring). Более того, это не просто покатушки для скучающих гонщиков — это соревнование, в рамках которого проходит один из этапов чемпионата FIA по драг-рейсингу.
Начало этим соревнованиям было положено еще в 1986 году, и вот на протяжении 23 лет в Германию съезжаются дрэгстеры со всей Европы. Большинство, конечно, из Германии, но очень много участников из Англии (там драг-рейсинг развит очень серьезно), Голландии, Бельгии, Франции, Швейцарии, стран Скандинавии: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии. Были даже ребята из Чехии.
Деление на классы довольно сложное. Прежде всего, это разделение на четырехколесные транспортные средства и двухколесные. Далее, для понимания стоит сказать, что среди четырехколесных есть дрэгстеры (dragster — сигарообразные длинные конструкции) и кузовные агрегаты. Форма кузова также имеет значение при классификации. Не менее важно разделение по типу топлива, мощности и расположению двигателя, а также времени прохождения дистанции.
В «четырехколесных» соревнуются между собой:
Top Fuel. В качестве топлива используется нитрометан*, двигатели V8 мощностью порядка 6 500 л.с., минимальное время прохождения дистанции 4,7 секунды при максимальной скорости в 512 км/час. При этом разгон до 100 км/час осуществляется за 0,8 секунды. Эти кузова всегда относятся к типу дрэгстер, и длина такой «сигары» составляет порядка 9 метров.
* Нитрометан. Метан — горный газ СН4 — то, что частенько взрывается в угольных шахтах. На один атом углерода приходится четыре атома водорода. Если убрать один атом водорода (Н), получается СН3 — со свободной валентной связью («хвостом»), к которой можно присоединить один атом или группу атомов. Группа СН3 с валентной связью может присоединить нитрогруппу, остаток азотной кислоты (Н2NО3) в виде НNO3 или N2O. Знакомые всем вещества с нитрогруппой — нитроглицерин, тринитротолуол, динамит. По сути, нитрометан — простейшая по химической формуле взрывчатка. Нитрометан взрывоопасен за счет внутренних резервов кислорода. Как и у любой взрывчатки, скорость окисления усиливается участием внутреннего кислорода, поэтому он может взорваться и под водой.
Роль нитрометана в моторах гоночных машин — химический «турбонаддув». Процесс горения нитрометана сопровождается разноцветными пламенем из выхлопных труб гоночных машин, он горит практически всеми цветами радуги, сливаясь в один цвет при старте автомобиля.
Нитрометан — довольно дорогое удовольствие. Стоимость нитрометана составляет 120-780 рублей за килограмм, в зависимости от чистоты. Для прострела на четверть мили для американского алюминиевого мотора объемом 8,2 литра с установленным механическим компрессором требуется 50-80 галлонов нитрометана. При этом мощность получается просто запредельная — свыше семи тысяч лошадиных сил при 8 000 оборотов в минуту.
Top Methanol. В эту категорию попадают также дрэгстеры и фанникары. Фанникар (Funny Car) — автомобиль, имеющий цельный карбоновый или пластиковый кузов (окна и двери нарисованы и не открываются), который просто опускается на шасси. В шасси же вделано и сидение пилота. За гонку (402 метра, старт, прогрев резины, возвращение, заезд) фанникары выжигают до 57 литров топлива. Используемое топливо — метанол**. Мощность двигателя до 3 500 л.с., лучшее время прохождения дистанции — 5 секунд, и максимальная скорость — 400 км/час.
** Метанол (метиловый спирт, древесный спирт, CH3OH) — бесцветная ядовитая жидкость с запахом, подобным запаху этилового спирта. С воздухом образует взрывоопасные смеси (температура вспышки 11 °C). Метанол смешивается в любых соотношениях с водой и большинством органических растворителей.
Метанол применяется как добавка в топливо. В чистом виде — как высокооктановый бензин. Используется для заправки гоночных мотоциклов и автомобилей. Позволяет повысить мощность двигателя на 20% и значительно увеличить его ресурс. Является одним из наиболее экологически чистых видов топлива.
Pro Mod (Pro Modified). Эти автомобили обладают, как правило, 12-литровыми компрессорными двигателями с впрыском нитроса (закиси азота). Максимальная мощность — 2 500 л.с., время прохождения дистанции порядка 6,5 секунд, развиваемая максимальная скорость около 350 км/час. Кузова у них также выполнены из облегченного материала, однако, в отличие от фанникаров, они похожи на свой прототип, т.е. автомобиль, взятый за основу, двери у них открываются, и начинка салона напоминает гражданский автомобиль.
|